Импорт в ЕС и приобретение товаров
1. Разрешена ли покупка товаров, перечисленных в Приложениях VII, X — XIII к Регламенту Совета 765/2006, компанией ЕС, если товары экспортируются из Беларуси в третью страну и не перемещаются по территории ЕС транзитом?
Статьи 1h, 1o-1r Регламента 765/2006 запрещают приобретение и импорт, прямо или косвенно, товаров, указанных в приложениях, VII, X — XIII к Регламенту, если они происходят или экспортируются из Беларуси. Запрет на приобретение применяется вне зависимости от пункта конечного назначения. Поскольку запрет на приобретение попадает под действие статьи 10 Регламента, в данном случае для его применения факт доставки товаров на территорию ЕС не имеет значения.
6. Что подразумевается под «импортом товаров в Союз» в контексте «импорта» применительно к запретам, изложенным в Регламенте 833/2014?
Положения о санкциях не содержат специального определения понятия «импорт». Принимая во внимание многочисленные, частые и существенные изменения в положения о санкциях, особенно в контексте российской агрессии против Украины, без привязки к определениям Таможенного кодекса ЕС и процедурам, применяемым в иных сферах, условия для определения легального импорта товаров в ЕС применительно к санкциям должны оцениваться, исходя из момента времени, когда такие товары были ввезены в ЕС и предъявлены таможенному органу, вне зависимости от таможенных процедур, под которые товары будут впоследствии помещены. Безусловно, в отличие от иных импортных требований, установленных для защиты внутреннего рынка и потребителей в ЕС и оцениваемых на момент выпуска в свободное обращение, цель импортных ограничений Регламента 833/2014 – лишить Россию дохода, который может использоваться для финансирования войны в Украине.
Соответственно, товары, которые были легально ввезены на территорию ЕС и предъявлены таможенному органу а) до вступления в силу соответствующих ограничений или б) до даты применения таких ограничений (например, когда предусмотрен переходный период для исполнения действующих контрактов), могут быть переданы импортерам.
Однако, в свете статьи 12 Регламента 833/2014 национальные компетентные органы не должны разрешать выпуск таких товаров при наличии разумных оснований полагать, что такие действия будут образовывать обход санкций. Более того, любой последующий платеж в отношении указанных товаров должен соответствовать ограничительным мерам, в частности положениям о заморозке активов в соответствии с Регламентом 269/2014 (применение персональных санкций).