:

Обход санкций и соблюдение мер

1.    Какой набор проверочных мероприятий должны проводить операторы ЕС, чтобы соблюдать обязательство по заморозке активов и запрет на предоставление ресурсов лицам и организациям, включенным в перечень?

Регламенты ЕС устанавливают для операторов ЕС (и операторов, ведущих бизнес в ЕС) обязательство по заморозке активов и запрет на прямое или косвенное предоставление средств и экономических ресурсов. Способы обеспечения операторами соблюдения вышеупомянутых обязательств и запретов (необходимость проведения проверочных мероприятий)  в законодательстве ЕС не детализированы. Операторы из ЕС должны проводить надлежащую комплексную проверку в соответствии со спецификой их бизнеса и связанными с этим рисками. В обязанности каждого экономического оператора входит разработка, внедрение и актуализация программы действий, направленной на соблюдение санкций ЕС, которая отражает индивидуальные бизнес-модели, географический регион деятельности, особенности, а также соответствующую оценку рисков в отношении клиентов и персонала.

2.    Что вы порекомендуете европейским операторам в части проведения проверочных мероприятий?

В наших вопросах-ответах относительно проведения проверочных мероприятий в отношении бизнеса в Иране мы рекомендовали подход, основанный на системе управления рисками, который включает оценку рисков, многоуровневую проверку и постоянный мониторинг.

Комплексная проверка может, в частности, заключаться в проверке получателей средств или экономических ресурсов на предмет наличия их в санкционных списках и упоминания в СМИ. Проверки информационных источников заключаются в поиске в интернете и новостях информации, доказывающей, что контрагент по договору, даже если он не указан в санкционном списке, фактически контролируется указанными лицами (например, новости на местном канале о том, что компания контролируется сирийским бизнесменом).

3.    Возрастает риск обхода экспортных запретов через страны, не присоединившиеся к мерам ЕС и его партнеров. Что делает Еврокомиссия для того, чтобы Беларусь не уклонялась таким образом от санкций?

Статья 1m Регламента Совета 765/2006 предусматривает, что запрещается сознательно и преднамеренно участвовать в деятельности, целью или результатом которой является, прямо или косвенно, обход запретов, изложенных в Регламенте. Обеспечение соблюдения таких положений является в первую очередь делом национальных правоохранительных органов, и любые подсказки или информация о возможном обходе ограничений должны активно до них доводиться.

В соответствии с указанной национальной правоприменительной компетенцией Еврокомиссия будет взаимодействовать с национальными компетентными органами государств-членов, если они получат информацию о возможном обходе. Кроме того, Комиссия недавно запустила инструмент информирования о санкциях ЕС, предназначенный для информирования о возможных нарушениях санкций, включая их обход. Инструмент доступен здесь.

4.    Компаниям/инвесторам может быть очень сложно определить владельцев компаний, чтобы проверить, подпадают ли какие-либо из них под санкции. Это особенно актуально для компаний или фондов, так как право собственности часто скрыто в холдинговых компаниях, принадлежащих другим холдингам. Будет ли Еврокомиссией подготовлено руководство о том, что является достаточными действиями по определению подсанкционных лиц в структура компании?

Оценка собственников компании делового партнера является обязанностью по проведению проверки. Не существует универсальной модели проверочных мероприятий. Она может зависеть — и быть соответствующим образом изменена — от специфики бизнеса и связанными с этим рисками. В обязанности каждого экономического оператора входит разработка, внедрение и актуализация программы действий, направленной на соблюдение санкций ЕС, которая отражает индивидуальные бизнес-модели, географический регион и сектор деятельности, а также соответствующую оценку рисков. Такие программы действий могут помочь в обнаружении подозрительных операций, которые станут индикаторами схем обхода.

5.    Должен ли банк ЕС проверять операции по своим открытым счетам на предмет возможного нарушения торговых ограничений ЕС? Если да, то как должна быть организована такая проверка?

Соблюдение торговых санкций (например, экспорт двойного назначения, высокотехнологичных товаров и технологий) не ограничивается банками, обрабатывающими соответствующие платежи, но также является обязанностью операторов, инициирующих такую торговлю (например, экспортеров, брокеров). Банки могут адаптировать свои программы комплаенса к конкретным рискам, выявленным в связи с определенными транзакциями или вовлеченными сторонами, при этом такая калибровка будет в большей степени основана на оценке рисков, чем на систематической основе.

6.    Если активы лица, внесенного в список в соответствии с Регламентом Совета 765/2006, были переданы экономиечскому оператору ЕС до внесения этого лица в список, может ли оператор нести ответственность за их принятие?

Если определенная организация была создана для того, чтобы помочь подсанкционному лицу избежать последствий его возможного включения в список, то текущее участие в этой организации может приравниваться к обходу ограничительных мер, если оно осуществляется сознательно и преднамеренно. Обход запрещен в соответствии со статьей 1m Регламента Совета (ЕС) № 765/2006. Указанная статья  может быть нарушена, даже если замораживание активов не прекращено и никакие активы не доходят до лица, внесенного в  перечень; простое участие в организации, созданной для этих целей, может рассматриваться как нарушение. Что касается совокупных требований о знании и намерении, см. также судебную практику по делу C-72/11, Afrasiabi and Others, в частности, эти требования выполняются, когда оператор «намеренно ищет такую организацию или планирует достичь определенный результат или, по крайней мере, знает, что его участие может иметь такую цель или такой результат и допускает такую возможность».

 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти