Общие вопросы
9. Я мелкий предприниматель из ЕС и у меня заключен договор с юридическим лицом, зарегистрированным в России [Беларуси]. Контракт датируется до вступления в силу действующих санкций. Могу ли я по-прежнему осуществлять платежи российской [белорусской] организации по действующему контракту? Могу ли я по-прежнему получать платежи от российского [белорусского] юридического лица?
Для предпринимателей ЕС нет общего запрета на осуществление платежей в пользу юридических лиц, зарегистрированных в России [Беларуси]. Однако важно убедиться, что платеж не нарушает другие запреты, например, что он не осуществляется в пользу физического или юридического лица, указанного в соответствии с Регламентом Совета №765/2006, или не служит для урегулирования сделки, запрещенной в соответствии с Регламентом Совета № 765/2006. Ваш национальный компетентный орган поможет вам определить, имеет ли место что-либо из вышеперечисленного. Чтобы помочь вам определить, указан ли контрагент по вашему контракту в соответствии с Регламентом Совета № 765/2006, вы также можете проверить карту санкций ЕС и использовать функцию «Поиск». Ваш национальный компетентный орган может дополнительно помочь в определении того, подпадают ли товары или услуги, которые вы предоставляете по контракту, запрету на экспорт в соответствии с Регламентом Совета № 765/2006.
Также отсутствует общий запрет на получение платежей от российских (белорусских) юридических лиц.
Депозиты в кредитных учреждениях ЕС по поручению белорусского юридического лица запрещены только в конкретном случае, изложенном в статье 1(u)(1) Регламента Совета № 765/2006, в соответствии с которым: «Запрещается принимать какие-либо вклады от граждан Республики Беларусь или физических лиц, проживающих в Республике Беларусь, или юридических лиц, организаций или органов, учрежденных в Беларуси, если общая стоимость вкладов физического или юридического лица, организации или органа в расчете на одну кредитную организацию превышает 100 000 евро». Важно отметить, что этот запрет не применяется, когда депозит необходим для незапрещенной трансграничной торговли между ЕС и Беларусью (Статья 1u(3)). Другими словами, если товары или услуги, которые вы предоставляете своим белорусским клиентам, не запрещены в соответствии с Регламентом 765/2006, на вас не распространяются какие-либо ограничения на получение платежей от вашего клиента (клиентов).
Если же предметом вашего контракта является предоставление или приобретение товаров или услуг, на которые распространяется запрет на экспорт или импорт в соответствии с Регламентом 765/2006, обратите внимание, что, в зависимости от рассматриваемых товаров или услуг, вы все равно можете выполнять контракт и получать или производить платежи до определенной даты, с учетом соответствующего положения Регламента 765/2006. Ваш национальный компетентный орган поможет вам определить, до какой даты вы сможете выполнить контракт на основе товаров или услуг, которыми вы торгуете.
10. Я гражданин Беларуси с постоянным местом жительства в стране-члене ЕС. Я работаю фрилансером. Недавно я получил письмо от своего банка о том, что мои счета были ограничены из-за моего белорусского гражданства в контексте действующих санкций. Некоторые мои клиенты уже сообщили, что их платежные поручения в мою пользу были отклонены. Мой банк не смог предоставить мне более подробную информацию. Могу ли я продолжать получать платежи за услуги, которые я оказываю по контрактам со своими клиентами? Имеет ли мой банк право ограничить мои счета?
Если ни вы, ни ваш клиент не являетесь подсанкционным лицом в соответствии с Регламентом Совета № 765/2006 и не предоставляете услуги, торговля которыми запрещена в соответствии с Регламентом Совета № 765/2006, мы не видим причин, по которым ваш банк должен ограничивать ваш счет. Санкции не дают правовых оснований для отказа в выплатах на ваш счет на основании вашего белорусского гражданства. Кроме того, поскольку у вас есть постоянный вид на жительство в государстве-члене ЕС, вы также освобождаетесь от запрета на получение депозитов от граждан Беларуси или физических лиц, проживающих в Беларуси, или юридических лиц, организаций или организаций, учрежденных в Беларуси, в случае, если баланс вашего счета превысит 100 000 евро в соответствии со статьей 1 (u) (2) Регламента Совета № 765/2006.
Вы можете связаться с вашим национальным компетентным органом для прояснения ситуации.
13. Что подразумевается под «контрактом» в контексте санкционных режимов против Беларуси и России?
Термин «договор» уже используется в большинстве режимов санкций ЕС, в том числе в Регламенте Совета (ЕС) №765/2006. Он относится к обязывающим договоренностям сторон. Такое соглашение должно содержать все необходимые условия для его действительности и выполнения сделки (такие как указание сторон, цена, количество, сроки поставки, условия исполнения и т. д.). Большинство рамочных договоров, в которых не указываются количество или цена, не будут считаться контрактом для целей применения изъятий, предусмотренных для исполнения ранее заключенных договоров.
14. Могут ли европейские компании получать платежи за услуги или товары, заказанные до введения санкций в отношении белорусских компаний или физических лиц?
Регламент 765/2006 (ст. 2(2)) запрещает экономическим операторам ЕС предоставлять какие-либо средства или экономические ресурсы лицам, указанным в Приложении I, прямо или косвенно, путем дарения, продажи, обмена или любыми другими способами, включая возврат собственных ресурсов включенного в перечень лица. В целом, бизнесу в ЕС не разрешается продавать или поставлять товары или услуги этим лицам, даже в обмен на адекватную оплату. Существует ряд изъятий из этого запрета. Например:
- если платеж от подсанкционного лица подлежит оплате по заключенному договору или соглашению, или по обязательству, которое возникло в отношении такого лица до даты, когда это лицо было включено в перечень
- при условии, что средства или экономические ресурсы будут использованы подсанкционным лицом для платежа
- и при условии, что данный платеж не будет служить для получения выгоды подсанкционным лицом (статья 4а Регламента). Однако для этого требуется предварительное разрешение соответствующего национального компетентного органа.
16. Применяется ли Регламент Совета (ЕС) № 765/2006 к контрактам, подписанным до 2 марта 2022 г.? Распространяется ли это на поставку товаров, которые были оплачены белорусскими организациями до 2 марта 2022 года?
Это зависит от товаров и меры по запрету на экспорт. Если иное не указано в соответствующих положениях Регламента Совета (ЕС) № 765/2006, запреты на экспорт применяются со дня вступления поправки в силу. Национальный компетентный орган (европейский) может помочь определить, подпадают ли товары, которые вы продаете, под запрет на экспорт.
17. Регламент Совета (ЕС) № 765/2006 с поправками, внесенными Регламентом Совета (ЕС) 2022/355 от 2 марта 2022 г. об ограничительных мерах в связи с ситуацией в Беларуси, упоминает ряд изъятий из запретов для компаний продавать, поставлять, передавать или экспортировать определенные товары или услуги. Как воспользоваться данными изъятиями на практике? К какому компетентному органу мы должны обратиться?
Запросы на получение разрешений должны быть адресованы соответствующему компетентному органу в соответствии с правилами и процедурами, изложенными в Регламенте (ЕС) 2021/821 (касается товаров двойного назначения). Такие изъятия действительны на всей территории ЕС.
Список компетентных национальных органов можно найти здесь.
18. Распространяется ли Регламент Совета 765/2006 на белорусские дочерние компании европейских компаний?
Санкции ЕС не применяются экстерриториально. В соответствии со ст. 10 Регламент применяется:
- на территории Сообщества, включая его воздушное пространство,
- на борту любого воздушного или любого судна, находящегося под юрисдикцией государства-члена,
- к любому физическому лицу на или за пределами территории Сообщества, которое является гражданином государства-члена,
- к любому юридическому лицу, организации или органу, который зарегистрирован или создан в соответствии с законодательством государства-члена,
- к любому юридическому лицу, организации или органу в отношении любого бизнеса, осуществляемого полностью или частично в пределах Сообщества.
Следовательно, санкции ЕС должны соблюдаться всеми лицами ЕС – как физическими, так и юридическими – и, следовательно, всеми компаниями, зарегистрированными в ЕС, включая дочерние компании белорусских компаний в ЕС. Белорусские филиалы европейских компаний остаются лицами ЕС и, таким образом, подчиняются Регламенту. Напротив, белорусские дочерние компании европейских компаний, зарегистрированные в соответствии с белорусским законодательством, а не в соответствии с законодательством государства-члена, не связаны данными мерами. Однако европейским компаниям запрещается использовать свои белорусские дочерние компании для обхода обязательств, применимых к европейской компании, например, делегируя им решения, противоречащие санкциям, или одобряя такие решения белорусским филиалом.
20.Как следует толковать термин «передача» в контексте торговых запретов?
Торговые запреты в Регламенте Совета 833/2014 [765/2006], как и в большинстве других санкционных положений, сформулированы очень широко, чтобы обеспечить запрет максимального количества операций фактического экспорта или импорта. Это означает, что помимо экспорта, санкции ЕС также запрещают продажу и поставку соответствующих товаров определенным категориям бенефициаров или для использования на определенных территориях; помимо импорта, санкции ЕС также запрещают закупку соответствующих товаров определенными категориями бенефициаров или для использования на определенных территориях. В обоих случаях передача соответствующих товаров, а также посреднические услуги, техническая и финансовая помощь в связи с их покупкой или продажей также запрещены.
«Передача» включает широкий перечень операций: не только перемещение товаров через таможню, но и транспортировку товаров, включая (но не исчерпывающе) их погрузку и перевалку. Запрет на перемещение применяется не только в отношении фактического импорта или экспорта (например, при ввозе или вывозе товаров с таможенной территории ЕС), но и в случаях, когда эти товары не ввозятся в ЕС, а перемещаются между Россией [Беларусью] и третьей страной (и наоборот). В таком случае операторам ЕС запрещается предоставлять услуги по передаче, как описано выше.