:

Депозиты

Часто задаваемые вопросы – по состоянию на 23 мая 2022 года

Статья 1z Регламента 765/2006 предусматривает для кредитных учреждений обязательство информировать до 27 мая 2022 г. свои национальные компетентные органы или Еврокомиссию о депозитах, превышающих 100 000 евро, если такие депозиты размещены гражданами Беларуси, резидентами Беларуси, юридическими лицами, организациями и органами, учрежденными в Беларуси.
Европейская служба банковского надзора разработала образец для информирования.

Образец не является обязательным для использования, но национальным компетентным органам и кредитным учреждениям рекомендуется его использовать, чтобы упростить надзор сократить связанные с информированием расходы, в особенности для трансграничных банков. При этом, хоть образец и был разработан Европейской службой банковского надзора, информирование указанной службы по данному вопросу не осуществляется.

1. Каким образом выдаются разрешения в соответствии со статьями 1v(1)(a) и 1v(1)(d) Регламента 765/2006?

Процедуры предоставления исключений устанавливаются государствами-членами ЕС административным правом на национальном уровне. Национальные компетентные органы (НКО), в которые заявитель должен подавать запрос на получение разрешения, указаны здесь . Государства-члены вправе самостоятельно определять национальный порядок работы по рассмотрению запросов. Законодательство и процедуры государств-членов не должны противоречить положениям права ЕС. Согласно прецедентному праву Суда Европейского союза, НКО должны осуществлять свои полномочия таким образом, чтобы соблюдать права, предусмотренные статьей 47 Хартии основных прав ЕС.

2. Существуют ли какие-либо формальные требования относительно того, как должны выглядеть разрешения?

Процесс и форма выдачи разрешений должны быть определены национальным компетентным органом в соответствии с национальной практикой. Национальный компетентный орган сам решает, разрабатывать ли форму для подачи соответствующего запроса или нет.

3. Какую информацию и документацию должен получить национальный компетентный орган для проведения оценок в соответствии со статьей 1v(1) Регламента 765/2006? От кого национальный компетентный орган должен получать информацию и документацию: от физических или юридических лиц?

Решение о том, какие сведения требуются, принимается национальным компетентным органом. Национальный компетентный орган должен будет удостовериться, что депозиты действительно необходимы для целей предоставления оснований для исключения в соответствии со статьей 1v. Какие необходимы документы – решается в каждом конкретном случае. В частности, национальный компетентный орган будет оценивать, достаточна ли информация, предоставленная запрашивающим разрешение кредитным учреждением, для получения такого разрешения или требуется дополнительная документация от физических и юридических лиц.

4. Что может считаться «необходимым для удовлетворения основных потребностей» в соответствии со статьей 1v(1)(a) и «необходимым для официальных целей» в соответствии со статьей 1v (1)(d)? Какие элементы должны быть включены в оценку?

Основные потребности см. на стр. 27 рекомендаций по реализации санкций  (платежи за продукты питания, аренду или ипотеку, лекарства и лечение, налоги, страховые взносы и коммунальные платежи). Для официальных целей – национальный компетентный орган должен оценивать в каждом конкретном случае, подпадает ли депозит под изъятия. В отношении дипломатического представительства, консульского учреждения или международной организации исключение в соответствии со статьей 1v(1)(d) должно толковаться как охватывающее все депозиты, необходимые для финансирования поддержания работы (офисных целей) такой миссии. Т.е. денежные средства через переводы Беларуси своему посольству в одном государстве-члене подпадают под это исключение. Тем не менее, национальный компетентный орган должен убедиться в соблюдении необходимого характера трансфера для официальных целей посольства.

5. Обязательство по отчетности в соответствии со статьей 1z(b) Регламента 765/2006 вступают в силу только 27 мая 2022 года или уже действуют?

Информация, подлежащая сообщению в соответствии со статьей 1z(b), должна быть предоставлена как можно скорее. Это означает, что кредитные учреждения должны принять надлежащие меры для оперативного сбора информации. Крайний срок 27 мая 2022 года, предусмотренный в статье 1z(a), по аналогии обеспечивает разумный срок для передачи информации, которая должна быть предоставлена в соответствии с 1z(b). Если кредитные учреждения не могут предоставить эту информацию к установленному сроку, поскольку информация все еще собирается, они информируют соответствующие компетентные органы о задержке и ее причинах и согласовывают разумный срок с компетентными органами.

6. Статья 1z Регламента 765/2006 относится к кредитным учреждениям. Это обязательство по отчетности также применимо к другим учреждениям, например, платежным учреждениям, финансовым учреждениям и/или учреждениям, работающим с электронными деньгами?

Статья 1z налагает обязательства по отчетности на кредитные учреждения, как это определено в п. 12 ст.1, и которые принимают депозиты, как определено в п.21 ст.1. При наличии сомнений учреждение должно уточнять информацию у своего национального компетентного органа для оценки каждого конкретного случая. В связи с этим следует напомнить, что участие в деятельности, позволяющей обходить ограничения Регламента 765/2006, запрещается.

7. Как в целях выполнения обязательства по статье 1z(b) Регламента 765/2006 кредитное учреждение может проверить, является ли вкладчик гражданином Беларуси или физическим лицом, проживающим в Беларуси, которое приобрело гражданство государства-члена или право на проживание в государстве-члене через схему гражданства инвестора или схему резидентства инвестора?

Схемы гражданства инвесторов и схемы резидентства инвесторов определены в пп.22 и 23 статьи 1 Регламента 765/2006. Кредитная организация должна сначала оценить документы, представленные ей вкладчиком. При необходимости дальнейшего содействия кредитная организация может связаться со своим национальным компетентным органом.

8. Обязаны ли материнские компании ЕС сообщать о депозитах белорусских (российских) физических или юридических лиц по всей группе на консолидированной основе (включая депозиты своих дочерних компаниях вне ЕС)?

Санкции ЕС не имеют экстерриториального действия. Дочерние компании материнских компаний ЕС в третьих странах регистрируются в соответствии с законодательством третьих стран, а не в соответствии с законодательством государства-члена. Поэтому не ожидается, что они будут исполнять статью 1z Регламента Совета 765/2006.

9. Должен ли запрет статье 1u Регламента 765/2006 также соблюдаться филиалами банков ЕС за пределами ЕС?

Санкции ЕС должны соблюдаться всеми лицами ЕС – как физическими, так и юридическими – и, следовательно, всеми компаниями, зарегистрированными в ЕС. Филиалы компаний ЕС за пределами ЕС остаются лицами ЕС и, как таковые, связаны Регламентом Совета 765/2006, включая статью 1u.

10. Должен ли запрет на прием депозитов, превышающих в общей сложности 100 000 евро от белорусских граждан и физических лиц, проживающих в Беларуси, или юридических лиц, учреждений или организаций, учрежденных в Беларуси, в соответствии со статьей 1u Регламента Совета 765/2006 распространяться на депозиты, сделанные белорусскими гражданами, проживающими в третьих странах (например, США)?

Запрет статьи 1u распространяется на депозиты, сделанные белорусскими гражданами, где бы они ни проживали, за исключением случаев, когда они имеют временный или постоянный вид на жительство в государстве-члене, стране-члене Европейской экономической зоны или Швейцарии, или гражданство одного из этих государств.

11. Применяется ли запрет статьи 1u ко всем типам счетов (например, сберегательным и текущим счетам)?

Запрет распространяется на все депозиты, определенные в пп.21 стать1, независимо от типа счета, на котором они хранятся. Лимит в 100 000 евро следует понимать как сумму всех счетов, открытых в кредитном учреждении.

12. Что означает термин «гражданин России» в контексте статьи 1u Регламента Совета (ЕС) № 765/2006? Включает ли он всех обладателей белорусского гражданства или только резидентов Беларуси? Как обстоит ситуация с обладателями двойного гражданства ЕС и Беларуси?

Статья 1(u)(1) Регламента Совета (ЕС) № 765/2006 гласит: «Запрещается принимать какие-либо вклады от граждан Республики Беларусь или физических лиц, проживающих в Республике Беларусь, или юридических лиц, организаций или органов, учрежденных в Беларуси, если общая стоимость вкладов физического или юридического лица, организации или органа в расчете на одну кредитную организацию превышает 100 000 евро».

Запрет распространяется на вклады граждан Беларуси или физических лиц, проживающих в Беларуси.
Однако в соответствии с исключением в статье 1u(2) депозиты должны приниматься, когда они вносятся гражданами государства-члена ЕС, страны-члена Европейской экономической зоны или Швейцарии, а также физическими лицами, имеющими временный или постоянный вид на жительство в одной из этих стран.

Это означает, что на счета граждан Беларуси, которые имеют также гражданство одной из вышеперечисленных стран, может быть зачислено свыше 100 000 евро.

13. Следует ли толковать широкий термин «лица» в статье 1u(1) как включающий дочерние компании европейских финансовых учреждений в Беларуси и может ли он, таким образом, помешать им осуществлять обычные деловые операции, включая перевод средств на счета «ностро» или ведение бизнеса с другими европейскими банками в которых у них имеются счета?

Термин «лица» в статье 1u Регламента Совета (ЕС) № 765/2006 включает все юридические лица, учрежденные в Беларуси, включая дочерние компании операторов ЕС, которые зарегистрированы в Беларуси.

В соответствии со статьей 1u(1), депозиты в пользу материнской компании ЕС поступающие от ее дочерней компании в Беларуси, в принципе не могут быть приняты. Однако в соответствии со статьей 1u(3) этот запрет не распространяется на те депозиты, которые необходимы для незапрещенной трансграничной торговли товарами и услугами. Кроме того, статьи 1v и 1w позволяют компетентным органам государств-членов санкционировать прием таких депозитов при ограниченных и четко определенных обстоятельствах.

14. Распространяется ли запрет кредитным учреждениям ЕС принимать депозиты от белорусских юридических и физических лиц на сумму свыше 100 000 евро только на новые или также на уже существующие депозиты?

Запрещается принимать какие-либо новые депозиты, если общая сумма депозитов физического или юридического лица, организации или органа в кредитном учреждении превышает 100 000 евро. Косвенно это означает, что те депозиты, которые уже находятся в банках ЕС, могут оставаться там, но их размер не может быть увеличен выше 100 000 евро. Обязательство по отчетности распространяется на все депозиты, которые превышают указанную сумму. На практике это означает следующее:

1. Для новых депозитов:
операторы ЕС не должны принимать (новые) депозиты, если общая сумма депозитов физического или юридического лица, организации или органа в кредитном учреждении превышает 100 000 евро.

2. Для действующих депозитов:
– если физическое или юридическое лицо, организация или орган имели на депозите более 100 000 евро на день вступления в силу Регламента (10 марта 2022 г.), соответствующий депозит считается освобожденным от новых правил. Это означает, что физическое или юридическое лицо, организация или орган имеет право хранить деньги и совершать иные операции (например, снимать, оставлять на счете), но оно не может увеличивать баланс, чтобы итоговая сумма превышала 100 000 евро (если только компетентный орган государства-члена не предоставит разрешение в соответствии со статьей 1v или 1w);

– если физическое или юридическое лицо, организация или орган имело менее 100 000 евро, оно имеет право увеличить остаток на счете до 100 000 евро (но не более) в кредитном учреждении.

15. Граждане Беларуси и лица, проживающие в Беларуси, могут иметь различные счета за пределами Беларуси. Если депозит, поступающий в наш банк, сформирован за пределами Беларуси, подпадает ли данная операция под ограничение в 100 000 евро?

Да, это так. Если депозит принадлежит гражданину Беларуси или физическому лицу, проживающему в Беларуси, сделка подпадает под ограничение по размеру в 100 000 евро. Банки, которые должны соблюдать Регламент Совета 765/2006, должны контролировать входящие депозиты от белорусских граждан и физических лиц, проживающих в Беларуси, чтобы не допустить превышения лимита в 100 000 евро. Банки также обязаны сообщать в соответствии со статьей 1z(a) о счетах белорусских граждан или физических лиц, проживающих в Беларуси, или юридических лиц, организаций или органов, учрежденных в Беларуси, которые они обслуживают и баланс которых превышает 100 000 евро.

16. Вопрос в отношении юридических лиц: существует ли запрет на депозиты для каждого юридического лица или следует учитывать групповую структуру?

Запрет в ст. 1u применяется к юридическому лицу.

17. Распространяются ли лимиты на новые депозиты, полученные после 10 марта 2022 г.? Попадают ли остатки на счетах граждан и резидентов Беларуси в целевые санкционные категории? Если да, какие действия потребуются в отношении остатков в банке, превышающих 100 000 евро?

Вклад не принимается, если он внесен гражданином Беларуси, физическим лицом, проживающим в Беларуси, или юридическими лицами, организациями или органами, учрежденными в Беларуси.

В отношении существующих вкладов лиц, на счет которых не может быть зачислено более 100 000 евро, если на день вступления положения в силу (10 марта 2022 г.) владелец счета имел на депозите более 100 000 евро, соответствующий депозит не подпадает под ограничения. Это означает, что владелец счета имеет право хранить деньги и совершать иные операции (например, снимать, оставлять на счете), но он не может увеличивать остаток, чтобы он превышал 100 000 евро (если только компетентный орган государства-члена не выдает разрешение в соответствии со статьями 1v или 1w).

Что касается новых депозитов, операторы ЕС не должны принимать их, если общая сумма депозитов физического или юридического лица, организации или органа в кредитном учреждении превышает 100 000 евро.

18. Финансовые инструменты, как определено в Разделе C Приложения I к Директиве 2014/65/ЕС, не квалифицируются как депозиты. Должны ли другие финансовые активы, кроме финансовых ценных бумаг, квалифицироваться как депозиты? Например, включают ли они экспресс-трасты и аналогичные юридические лица или образования; юридические лица или специальные структуры, целью которых является управление имуществом своего законного представителя или конечного бенефициарного владельца?

Пп. 21 статьи 1 Регламента Совета (ЕС) № 765/2006 дает следующее определение депозита:
«депозит» означает остаток по кредиту, который возникает из средств, оставшихся на счете, или из временных ситуаций, возникающих в результате обычных банковских операций, и который кредитная организация обязана погасить в соответствии с применимыми правовыми и договорными условиями, включая срочный депозит и сберегательный депозит, но исключая кредитовый баланс, когда:

(i) его существование может быть подтверждено только финансовым инструментом, как это определено в статье 4(1)(15) Директивы 2014/65/ЕС Европейского парламента и Совета, если только это не является сберегательным продуктом, который подтверждается депозитным сертификатом, выданным на имя поименованного лица и существующим в государстве-члене на 2 июля 2014 г.;
(ii) его основная сумма не подлежит погашению по номинальной стоимости;
(iii) его основная сумма подлежит погашению только по номинальной стоимости в соответствии с конкретной гарантией или соглашением, предоставленным кредитным учреждением или третьей стороной.

Кредитная организация должна оценить, подпадает ли отдельный продукт/обстоятельство под данное определение «депозита».

19. Верно ли, что «депозит» не включает любую приходную/дебетовую запись или движение денежных средств в результате транзакций или корпоративных событий, независимо от того, связаны они или нет с финансовыми инструментами, как определено в Приложении I к Директиве 2014/65/ЕС?

Введенные ограничения предусматривают, что: «Запрещается принимать какие-либо вклады (депозиты) от граждан Республики Беларусь или физических лиц, проживающих в Республике Беларусь, или юридических лиц, организаций или органов, учрежденных в Беларуси, если общая стоимость вкладов физического или юридического лица, организации или органа в расчете на одну кредитную организацию превышает 100 000 евро». Следовательно, если транзакция или корпоративное событие приводит к положительному потоку ликвидности и, таким образом, становится депозитом в соответствии с пп. 21   статьи 1на счете, на который не может быть зачислено более 100 000 евро, входящий денежный перевод должен быть отклонен.

Примечание: платежи, осуществляемые участниками кредитного дефолтного свопа (CDS) для расчетов по сделкам, на которые не распространяются санкции, приведенные в Регламенте Совета (ЕС) № 765/2006, должны пользоваться изъятием, установленным в статье 1u(3), согласно которой: «Пункт 1 не применяется к депозитам, которые необходимы для незапрещенной трансграничной торговли товарами и услугами между Союзом и Беларусью». При этом, если контрагентом по сделке, получающим денежный платеж, является белорусское лицо, положения статьи 1u применяются к любой дальнейшей передаче денежные средства со счета, на который они были зачислены в рамках расчета по сделке.

20. Что делать банку, если он уже получил депозит?

Банк не должен принимать депозит. Если депозит был получен до вступления санкции в силу 10 марта 2022 года, депозит может быть сохранен на счете.

21. Правильно ли понимание, что «общая сумма» должна рассчитываться с учетом позиций клиентов в банке по текущим счетам и депозитам на момент вступления ограничений в силу?

Да, это верно.

22. Нужно ли рассчитывать понятие «общая сумма» с учетом счетов клиентов в валютах, отличных от евро?

Да, общая сумма должна учитывать все депозиты кредитной организации, независимо от валюты, в которой они номинированы.

23. Включает ли «депозит» также (i) счета, открытые для хранения гарантии по финансовым соглашениям, (ii) общие счета, например, счета супругов?

i. Гарантия подпадает под исключение из определения депозита, изложенного в пп. 21 статье 1 (iii). Однако, если на счетах, используемых для хранения гарантии, есть избыточное обеспечение, операторы ЕС должны убедиться в том, что это избыточное обеспечение не удерживается на счете с целью обхода запрета в статье 1u.

ii. В случае, если лицо, которому принадлежит счет, подпадает под действие запрета (т.е. является гражданином Беларуси или физическим лицом, проживающим в Беларуси, или юридическим лицом, организацией или органом, учрежденным в Беларуси), то эти депозиты подпадают под действие запрета. Поскольку запрет распространяется на физическое или юридическое лицо, организацию или орган, общая сумма депозитов может быть разделена между двумя лицами, чтобы рассчитать, превышает ли индивидуальная стоимость депозитов 100 000 евро. В этом случае для счета, совместно используемого двумя лицами, на которых распространяется запрет, максимальная сумма вкладов, которые могут храниться в одном кредитном учреждении, составит 200 000 евро.

Запрет не распространяется на граждан ЕС, граждан стран Европейской экономической зоны или Швейцарии, а также физических лиц, имеющих временный или постоянный вид на жительство в государстве-члене, в стране-члене Европейской экономической зоны или в Швейцарии (статья 1u(2)). В случае, если какое-либо из этих лиц совместно владеет счетом, запрет не применяется. Однако совместный счет нельзя использовать для обхода правил (статья 1m).

24. Понимаются ли также под «депозитом» корреспондентские счета белорусских банков, в частности, белорусских банков, являющихся дочерними банками с центральным офисом в ЕС?

Запрет распространяется на вклады «юридических лиц, организаций или органов, учрежденных в Беларуси». Белорусские банки, в том числе дочерние организации банков со штаб-квартирой в ЕС, подпадают под это определение и, следовательно, подпадают под запрет. Однако запрет не распространяется на депозиты, необходимые для незапрещенной трансграничной торговли товарами и услугами между Европейским союзом и Беларусью. Подпадает ли депозит, выданный с корреспондентского счета, под это изъятие, необходимо оценивать в каждом конкретном случае.

25. Верно ли, что любая часть кредитной записи, превышающая совокупный лимит в 100 000 евро, не должна быть заблокирована, а должна быть возвращена банку-ремитенту или переведена за границу в соответствии с инструкциями нашего клиента?

Регламент Совета (ЕС) № 765/2006 запрещает прием депозитов, но не предписывает, как это должны делать кредитные учреждения. Это будет оставлено на усмотрение отдельного учреждения, возможно, в ходе диалога с соответствующим клиентом.

26. Следует ли начислять проценты, выплаты дивидендов или купонные выплаты, если лимит в 100 000 евро уже превышен?

Выплата процентов или дивидендов в этом случае не должна применяться. Где и как должны быть произведены выплаты процентов или дивидендов, должно быть решено заинтересованными сторонами.

27. Подпадают ли юридические лица, зарегистрированные или учрежденные за пределами Беларуси, конечный бенефициарный владелец которых соответствует критериям, изложенным в статье 5b(1), но не критериям исключения в статье 5b(2) или 5b(3), под действие Регламента?

Запрет статьи 5b Регламента 833/2014 и статьи 1u Регламента 765/2006 распространяется только на граждан России/Беларуси или физических лиц, проживающих в России/Беларуси, или на любое юридическое лицо, организацию или орган, учрежденный в России/Беларуси. Строго говоря, этот запрет не относится к организациям, принадлежащим гражданам России/Беларуси или физическим лицам, проживающим в России/Беларуси, если эти организации зарегистрированы вне России/Беларуси.

Однако данное положение следует рассматривать в совокупности со статьей 12 Регламента Совета 833/2014 и статьей 1m Регламента 765/2006, которые запрещают сознательно и преднамеренно участвовать в деятельности, целью или результатом которой является обход запретов Регламента. Поэтому операторы ЕС должны проявлять повышенную должную осмотрительность, когда депозит вносится на счет юридического лица, принадлежащего гражданину России/Беларуси или физического лица, проживающего в России.

28. Исключает ли статья 1u(2) лиц с двойным гражданством (имеющих белорусское гражданство и гражданство государства-члена ЕС), а также лиц с белорусским гражданством, имеющих временный или постоянный вид на жительство в другом государстве-члене?

Да, это так.

29. Что понимается под понятием «временный или постоянный вид на жительство в государстве-члене, в стране-члене Европейской экономической зоны или в Швейцарии» в статье 1u(2) Регламента Совета (ЕС) 765/2006?

Каждое государство определяет свои собственные национальные правила. Однако стоит напомнить, что в соответствии со статьей 1m запрещается сознательно и преднамеренно участвовать в деятельности, целью или результатом которой является обход запретов Регламента.

31. Ограничения применяются в расчете на банковскую лицензию или на комбинацию банков ЕС?

Ограничение применяются в расчете на банковскую лицензию.

32. Каковы критерии для владельцев совместных счетов при размещении евро на банковских счетах?

В случаях, когда два лица, которые совместно используют счет, подпадают под действие запрета на депозиты на сумму, превышающую 100 000 евро (т.е. они являются гражданами Беларуси или физическими лицами, проживающими в Беларуси, или юридическими лицами, организациями или органами, учрежденными в Беларуси), тогда совместный счет подпадает под действие запрета. Поскольку запрет распространяется на физическое или юридическое лицо, организацию или орган, общая сумма депозитов может быть разделена между двумя лицами. Таким образом, для счета, совместно используемого двумя лицами, входящими в сферу охвата ограничений, максимальная сумма депозитов, разрешенных для хранения в одном кредитном учреждении, будет составлять 200 000 евро.

В случаях, когда один из владельцев совместных счетов пользуется освобождением, предусмотренным статьей 1u(2), запрет на хранение депозитов свыше 100 000 евро не применяется. Однако в соответствии со статьей 1 m совместный счет не может использоваться для обхода правил.

33. Можно ли проводить операции по обмену валюты от имени гражданина Беларуси без открытия счета?

Это допустимо, если это не приводит к открытию депозитов физического или юридического лица, организации или органа в кредитном учреждении с общей суммой депозитов, превышающей 100 000 евро.

35. Как должен поступить банк, если депозит гражданина Беларуси с временным или постоянным проживанием в государстве-члене превышает 100 000 евро, а его вид на жительство впоследствии истекает или аннулируется? Существует ли обязательство уменьшить или заблокировать сумму вклада, превышающую 100 000 евро?

Когда вид на жительство аннулируется, гражданин Беларуси больше не пользуется исключением из запрета в статье 1u(2). Поскольку запрет начнет применяться с этого момента, не будет никаких обязательств ретроспективно уменьшать или блокировать депозиты, превышающие 100 000 евро. Однако с момента аннулирования вида на жительство запрещается принимать любой новый вклад, если остаток на счете превышает 100 000 евро.

36. Как следует работать с белорусским лицом, которое действует от имени владельца счета в ЕС, а также осуществляет операции, включая внесение наличных на счет, с учетом запрета статьи 1u?

Запрет статьи 1u распространяется на вклады белорусских граждан или физических лиц, проживающих в Беларуси, или юридических лиц, организаций или органов, учрежденных в Беларуси. Управление счетом само по себе не запрещено Регламентом, однако внесение на него депозитов может подпадать под запреты, предусмотренные иными условиями.

Обратите также внимание на то, что операторы ЕС должны обеспечивать, используя должную осмотрительность и в соответствии со статьей 1m Регламента Совета 765/2006, чтобы запреты не обходились.

37. Если гражданин Беларуси  продает недвижимость, может ли он или она ссылаться на банковский счет в ЕС или в третьей стране для получения суммы продажи?

Да. Ограничение в статье 1u(1) Регламента Совета (ЕС) № 765/2006 касается вкладов белоруссикх граждан или физических лиц, проживающих в Беларуси, или юридических лиц, организаций и органов, учрежденных в Беларуси. Из этого следует, что операторам ЕС не запрещено осуществлять платежи на счета этих лиц в ЕС или в третьих странах.

Если покупатель соответствует одному из критериев статьи 1u(1), кредитные учреждения ЕС в принципе не смогут получить сумму продажи, если будет достигнут порог суммы. Однако в соответствии со статьей 1u(3) ограничение не распространяется на депозиты, необходимые для незапрещенной трансграничной торговли товарами и услугами между Союзом и Беларусью. Следует отметить, что операторам ЕС запрещается принимать участие в любых действиях, направленных на обход ограничительных мер ЕС, например, заменяя лицо, указанное в статье 1u(1).

38. Если гражданин Беларуси приобретает недвижимость в ЕС, может ли он перевести сумму покупки с банковского счета в ЕС или в третьей стране?

Ограничение в статьи 1u(1) Регламента Совета (ЕС) № 765/2006 касается любых вкладов от белорусских граждан или физических лиц, проживающих в Беларуси, или юридических лиц, организаций и органов, учрежденных в Беларуси. Однако, согласно статье 1u(3), это не относится к депозитам, которые необходимы для незапрещенной трансграничной торговли товарами и услугами между Союзом и Беларусью. Следует отметить, что операторам ЕС запрещается принимать участие в любых действиях, направленных на обход ограничительных мер ЕС, например, заменяя лицо, указанное в статье 1u(1).

39. [НОВОЕ] В соответствии со статьей 1z, налагающей обязательства по отчетности, не могли бы вы уточнить, перед какими государств-членов должны отчитываться кредитные учреждения?

Инструкции по отчетности Европейского банковского управления (EBA) предусматривают, что: «Кредитные учреждения должны предоставлять национальному компетентному органу государства-члена, в котором они находятся, или в Еврокомиссию информацию о депозитах, как указано в статье 5g(1) RSR и статье 1z BSR. […] Основные данные должны сообщаться кредитными учреждениями на индивидуальной основе, включая данные по их филиалам в ЕС или третьих странах (данные по филиалам должны быть включены в отчет учреждения)».

Примеры:

  • головная кредитная организация в государстве-члене X: головная кредитная организация предоставляет информацию о вкладах в национальный компетентный орган (НКО) по применению санкций в государстве-члене X;
  • филиал в государстве-члене Y с головной кредитной организацией в государстве-члене X: головная кредитная организация в государстве-члене X предоставляет информацию о вкладах своего филиала в государстве-члене Y в НКО по санкциям в государстве-члене X;
  • дочерняя компания в государстве-члене Y головной кредитной организации в государстве-члене X: дочерняя компания сообщает о своих депозитах в НКО в государстве-члене Y;
  • филиал в Беларуси дочерней компании в государстве-члене Y головной кредитной организации в государстве-члене X: дочерняя компания сообщает о депозитах российского филиала в НКО в государстве-члене Y.

 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти