:

Тарифное регулирование

Товары, ввозимые в ЕС из Беларуси, облагаются таможенными пошлинами. В соответствии  со ст. 3 Договора  о функционировании  ЕС регулирование вопросов функционирования таможенного союза, рыночного регулирования  и  торговой политики отнесено к наднациональной компетенции. В торговле с третьими странами применяется Единый таможенный тариф (ст.  28 Договора),  далее — ЕТТ ЕС, который утверждается Советом ЕС по представлению Еврокомиссии.

ЕТТ ЕС утвержден Сouncil Regulation (EEC) № 2658/87 of 23 July 1987 «On the tariff and statistical nomenclature and on the Common Customs Tariff»  и содержит обычные (conventional) ставки  пошлин.

TARIC, в свою  очередь, является  интегрированным тарифом  Европейского сообщества  и должен включать, помимо ставок ЕТТ ЕС, данные внешней торговой статистики,  а также требования  в иных сферах, связанные с импортом и экспортом товаров. При  экспорте и импорте, в соответствии с этим Решением, Еврокомиссия и страны-члены должны использовать Интегрированный тариф, в том числе в виде разработанного  Еврокомиссией электронного ресурса.

Обычные  ставки таможенных  пошлин применяются при ввозе товаров, происходящих из стран ГАТТ или стран, с которыми ЕС заключило соглашения, предусматривающие РНБ.  Пока не установлено иное, эти же ставки применяются ко всем другим  товарам, импортируемым из третьих стран  (Преамбула к Регламенту о ЕТТ ЕС,  секция  1, общие правила В1).

Особые правила применения ввозных таможенных пошлин установлены в отношении отдельных категорий товаров.

1. Пониженные ставки применяются к товарам, используемым для установки на водные суда согласно перечню  для целей  ремонта, технического обслуживания, модификации, комплектации таких судов при условии целевого  подтверждения.
2. Тарифные льготы установлены в отношении следующих товаров:
гражданские самолеты и запчасти согласно перечню;
фармацевтическая продукция согласно перечню.
3. Единая ставка ввозной таможенной пошлины в размере  2,5% применяется в отношении товаров для личного пользования, ввозимых с превышением норм беспошлинного ввоза.

Специальные положения о  применении  ввозной таможенной пошлины предусмотрены в отношении тары и упаковки, а также в отношении товаров, непригодных для использования, семян.

В качестве  инструмента таможенно-тарифного  регулирования предусматривается полное или частичное снижение ставок таможенных пошлин на  постоянной или временной  основе  (autonomous tariff suspensions). Направлено на стимулирование производства ЕС, повышение конкурентоспособности  продукции,  создание новых рабочих мест,  модернизацию производства. В случае, если автономные ставки  ниже обычных, применяются автономные. В случае установления преференций в  соответствии с международными договорами, применяются преференциальные ставки.
Импортный тариф ЕС является одним из  самых низких в мире.  2/3  импорта  составляют сырьевые  и промежуточные   товары, ввозимые с целью дальнейшей переработки на территории ЕС. Доля импортных товаров третьих стран в  произведенной на территории ЕС экспортируемой продукции достигает 13%.

В этой связи  сниженные ставки таможенных пошлин применяются  к сырью, промежуточным  товарам,  компонентам, не производимым на территории ЕС. В  отношении готовых товаров данный инструмент не используется.

Перечень товаров, в отношении которых применяются сниженные ставки таможенных пошлин  регулярно  обновляется (в январе и июле) с целью включения новых предложений стран-членов ЕС .
Еще одним инструментом таможенно-тарифного  регулирования в ЕС являются тарифные квоты (предоставление  нулевой или пониженной ставки ввозной таможенной пошлины в отношении определенного количества ввозимого товара на определенный период времени).

Выделяются преференциальные, автономные тарифные квоты и квоты в отношении с/х товаров.

Преференциальные тарифные  квоты предоставляются в соответствии с преференциальными международными соглашениями при условии подтверждения их происхождения из конкретной страны или группы стран.

Автономные квоты предоставляются в отношении сырьевых товаров, полуфабрикатов и компонентов, которые производятся на территории ЕС в недостаточном количестве. По аналогии со снижением ставок пошлин, данный инструмент не применяется к готовой продукции. Запрос на  открытие тарифной квоты может стать результатом рассмотрения запроса о снижении ставки пошлины. Во внимание принимаются возможные  последствия принятия такой меры для нового производства на  территории ЕС или производств на  территории  стран, с которыми заключены преференциальные  соглашения. В предоставлении тарифной квоты обычно отказывают в случае, если введение меры  приведет к нарушению правил конкуренции в отношении готового продукта.

Council Regulation (EU) № 2021/2283 of 20 December opening and providing for the management of autonomous tariff quotas of the Union for certain agricultural and industrial products, and repealing Regulation (EU) № 1388/2013 устанавливает перечень товаров, в отношении которых применяются тарифные квоты. Дважды в год пересматривается  (в январе и июле). При этом, в отличие от права ЕЭС, тарифные квоты предоставляются  не только в отношении сельскохозяйственных товаров, но и в отношении  промышленных.  Как правило, администрирование тарифных квот  проводится по принципу «first-come-first-served».  Текущее состояние по использованию  квот отражается он-лайн.

В отношении с/х  товаров принят ряд Регламентов,  регулирующих предоставление ТРК в отношении конкретных категорий товаров.

Таким образом, за исключением  случаев применения преференциальных соглашений с отдельными странами,  использование пониженных ставок пошлин возможно, если такое снижение предусмотрено в ЕТТ ЕС (для неограниченного объема ввозимых товаров) или  в рамках тарифной квоты  (для установленного количества). Снижение ставки и тарифная квота никак не влияют на применение  антидемпинговых, компенсационных и специальных  пошлин. При  этом в отношении товаров, к которым применяются защитные  меры либо  импортные меры нетарифного регулирования, не могут устанавливаться ни снижение ставки пошлины, ни тарифная квота.

Товары, ввезенные с применением пониженной ставки пошлины или в рамках тарифной квоты могут свободно перемещаться внутри ЕС. Контроль использования автономных квот осуществляется Еврокомиссией совместно со странами-членами с использованием централизованной  базы данных.

Для избежания дискриминации возможность пользования пониженными ставками пошлин должна быть предоставлена  всем импортерам ЕС в  отношении поставок из  всех третьих стран. В этой связи сниженная ставка пошлины и тарифная квота  не  применяется:

  • к товарам в  рамках эксклюзивного торгового соглашения,  которым предусматриваются ограничения для импортеров ЕС по приобретению отдельных товаров у производителей других  стран;
  • к товарам в торговле между  заинтересованными сторонами, если таковые обладают  исключительными  правами интеллектуальной собственности на указанные товары;
  • к товарам, если их описание содержит  идентификационные  признаки, аналогичные товарам, производимым на территории ЕС;
  • идентичным, эквивалентным и замещающим товарам,  если они производятся в достаточном количестве на территории ЕС. Эквивалентность  оценивается, исходя из существенных химических, физических и технических характеристик, сферы применения и коммерческого использования, текущей  или будущей доступности на рынке ЕС. Разница  в цене не принимается во внимание;
  • к товарам, которые  по сути  являются готовыми товарами, предназначенными для продажи или конечного потребления без последующей существенной переработки или если такие товары  не являются частью иного готового товара, для которого этот товар будет использоваться в качестве составного элемента;
  • если мера окажет негативное воздействие на производителей и переработчиков в ЕС;
  • если имеются иные способы обеспечения потребности в данном товаре, например переработка на территории ЕС;
  • в случае, если заявитель будет использовать товара исключительно для целей торговли ими;
  • в  случае, если предлагаемая мера вступит в конфликт с иными мерами, применяемыми в ЕС (преференциальные соглашения,  соглашения о свободной торговле, защитные меры, количественные ограничения).

Сниженные ставки таможенных пошлин и тарифные квоты применяются  к сырью, промежуточным  товарам,  компонентам, не производимым на территории ЕС, но  не к готовой продукции. Под  готовой продукцией понимаются  товары, отвечающие одному или нескольким критериям:

  • товары готовы к продаже  или конечному потреблению, упакованы или не упакованы для розничной продажи;
  • готовые товары находятся в разобранном виде;
  • товары не будут  подвергнуты существенной переработке  или трансформации;
  • имеют отличительные характеристики собранного  или готового  товара.

Поскольку производители все чаще применяют сборочное производство,  отдельные технические компоненты могут рассматриваться как  готовая продукция. Вместе с тем, если они используются для производства иного товара с высокой добавленной стоимостью, в  отношении таких компонентов может быть предоставлено снижение ставки пошлины. Также пониженные ставки пошлин могут применяться в отношении товаров в производственном процессе (несмотря на их отнесение к готовой продукции), если такие товары являются уникальными и необходимыми для производства конкретной продукции. При этом должно быть  четко определено, что такое умньшение не снизит конкурентноспособность предприятий ЕС.

Пониженные  ставки пошлин не устанавливаются в отношении товаров с незначительным размером пошлины.

Заявления о снижении ставки пошлины или  предоставлении тарифной квоты  подаются странами-членами от имени конкретных  производителей или переработчиков на территории ЕС, оборудование которых позволяет использовать импортируемые товары в процессе производства. При этом заявители должны продемонстрировать, что они предприняли попытки получить указанные  товары, включая эквивалентные или замещающие, у потенциальных  поставщиков на территории ЕС, но такие попытки не увенчались  успехом. В  заявке  на  получение тарифной квоты заинтересованный  субъект хозяйствования должен быть прямо обозначен. Заявитель также должен предоставить информацию, позволяющую Еврокомиссии  произвести оценку целесообразности введения  меры, исходя из ранее изложенных критериев.  По практическим соображениям заявки, предусматривающие,  что в результате применения меры оцениваемая сумма ввозной таможенной  пошлины составит менее 15 000 евро в год,  не рассматриваются. В этой связи предприятиям рекомендуют объединять свои заявки.

Информацию о товарах, в отношении которых применяются автономные пошлины, тарифные квоты, о размерах ставок таможенных пошлин можно найти в Путеводителе по информационным ресурсам ЕС в сфере международной торговли.

Если у вас есть сомнения относительно пошлины, действующей в ЕС на ваши товары, задайте вопрос экономическому советнику по электронной почте be.trade@mfa.gov.by.

 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти